Андрей Вечер

Сторителлинг основа для нарратива

Что люди должны знать о сторителлинге?

Мы состоим из историй. Личных и чужих. Истории все определяют в нашей жизни. Есть Герой, есть Цель, есть Антагонист, есть Угроза.

Мы постоянно сочиняем Истории про себя и других. Мы слушаем истории и рассказываем их.

Это началось давно и будет продолжаться, пока живет человечество, потому что именно Истории создают нас как людей. В них мы надеемся остаться навсегда, быть узнанными и прославленными.

Что такое сториттелинг?

Сторителлинг (англ. storytelling) - это маркетинговый прием, улучшающий восприятие информации, представленный руководителем корпорации из США Armstrong International – Дэвидом Армстронгом.

На самом деле, сторителлинг - это обычное повествовательное построение истории, призванное эмоционально зацепить и вовлечь слушателя в сюжет. Донести до сознания именно те смыслы, которые преследует маркетолог.

Откуда взялся сторителлинг?

Сторителлингу как приему тысячи лет. Он существует с незапамятных времен и всегда служил одной и той же цели - эмоциональному донесению информации.

Вся наша жизнь представляется нам в виде сказки, мифа или истории с началом, серединой и концом, поэтому - это самый естественный для человека способ идентификации информации через сопереживание.

Вся "революционность" метода связана с американской манерой всему придавать чрезмерное значение.

Зачем нужен сторителлинг?

Единственная цель сторителлинга - улучшить восприятие информации. Донести смыслы через самое естественное для человеческого понимания восприятия - эмпатии (сопереживания).

Идентифицируя себя с Героем истории слушатель, сделает Историю личной. Это поможет рассказчику овладеть вниманием и сознанием слушателя.

Недаром прием сторителлинга так полюбили специалисты по НЛП (нейро-лингвистическому программированию). Это очень хороший прием воздействия на человеческое подсознание.

Кому нужен сторителлинг?

В искусстве и творчестве этот прием применялся всегда. В литературе и драматургии сторителлинг - это основной способ построения сюжета.

В бизнесе и маркетинге его стали применять недавно, поэтому он нужен всем без исключения начинающим бизнесменам и маркетологам.

Кому пригодится сторителлинг?

Умение привлечь внимание к себе или своему проекту пригодится любому современному человеку, занятому в медиа-бизнесе.

Для маркетологов и рекламщиков - это основной навык (must have) воздействия на аудиторию. Без приемов сторителлинга сегодня не проводится ни одно публичное выступление.

Чем мне поможет сторителлинг?

Сторителлинг поможет донести информацию до сознания слушателя. Захватить его внимание и сделать со-участником истории.

Сторителлинг делает любую презентацию развлечением и помогает слушателям усвоить её проще, за счет эмоционального восприятия.

Чем сторителлинг отличается от обычного рассказа?

История мертва без Героя, а Героя мы всегда олицетворяем с собой. Когда мы находим себе оправдание за какой-то поступок, но осуждаем других - мы просто придумываем очередную Историю с собой в положительной роли.

Истории должны быть поучительны, но не обязательно с хорошим концом. Важно одно - добился Герой своей Цели или нет. Нам нравятся Герои, которые побеждают.

Мы любим идентифицировать себя с сильными.

Чем сторителлинг отличается от литературы?

Отличие сторителлинга от литературы в том, что он строится на основе устного повествования и не обременен описательными излишествами.

Повествование в сторителлинге всегда идет от лица рассказчика, который является участником или свидетелем истории.

Чем сторителлинг отличается от драматургии?

Сторителлинг строится по структуре драматургии (начало-середина-конец), но не содержит достаточно действия для полноценного драматургического действия.

Как правило, История в сторителлинге подается за короткий срок и в сжатой форме, поэтому не требует драматургического разнообразия, свойственного фильму или спектаклю.

Как правильно рассказывать Историю?

Мы все знаем это с детства из мифологии. Мы сами проделывали это тысячу раз, когда рассказывали об этом друзьям. Это наш интуитивный навык, но не все обладают даром красноречия.

Поэтому сторителлинг напрямую связан с ораторством в устной форме, и с писательством в письменной. Это простое построение, в котором обязателен Герой, двигающийся к намеченной Цели и достигающий её или нет.

Построение Истории всегда просто

  • Герой отправляется в Путь и преодолевает препятствия на пути к Цели.
  • Раненный Тристан ищет исцеления и получает его от Изольды.
  • Иван-Царевич спасает от Кащея Василису Прекрасную.
  • Георгий Победоносец спасает царевну, убивая дракона.

Главная сила мифа

Этим мифам нет числа и все они повествуют об одном и том же - победе добра над злом. Даже маркетинг использует сегодня сторителлинг, чтобы продать нам что-нибудь не очень нужное.

Потому что интересная История подкупает и убеждает эмоционально.

Хорошо это или плохо?

Каждый решает сам! Для одного История - это пример того, как надо. Для другого наоборот. Либо пишешь свою Историю, либо заимствуешь чужую.

Author image
Кинематографист - продюсер, режиссер, актер. 40 лет творческого стажа - театр, телевидение, кино. В фильмографии более 50 работ - фильмов, сериалов, телевизионных программ, роликов и видеоподкастов.