Андрей Вечер

Легко ли стать кинематографистом

Эта публикация возникла, как ответ на частые вопросы «какой курс» из моих лекций надо прослушать, чтобы стать кинематографистом.
Мой ответ: «Все!», - вызывает недоумение. Зачем продюсеру курс «Кинодраматургия»? Все ответы ниже.

Дилетантизм всегда компенсируется нахальством. В творческих профессиях это заметно сильнее, чем в технических. Пилотировать самолет «чайнику» не поручат, он его просто разобьет, другое дело кино снимать.

Особый случай

Наша страна меняется революционными скачками. Со времен Петра Первого, который жестко провел реформы по европеизации, Россия каждые 100 лет становится лабораторией по внедрению чего-то нового.

20 век - это Революция начала века и Перестройка конца века. Оба события изменили систему страны кардинально, сместив старых специалистов и создавая новых.

Технологический прорыв

Последнее глобальное потрясение в России совпало с мировым переходом на цифровые системы, что повлияло на всё. Фактически старая экономическая система умерла и на её месте сразу зародилась новая. Централизация была нарушена и процессы на местах стали развиваться стихийно, нарушая баланс.

Что случилось с кинематографом?

На примере кинематографа можно проследить как отрасль была полностью уничтожена переменами, а потом возродилась совершенно в ином виде. Баланс между мастерством, ремеслом и техническими возможностями оказался нарушен в сторону последних.

Любой человек с цифровой камерой стал считать себя способным создать фильм.

Взрывной рост интереса к видео сработал как детонатор, увеличив запрос на специалистов. Приоритет содержания уступил место форме. Как результат перепроизводство развлекательного контента и геометрический рост специалистов по кинопроизводству.

Разница

Не каждый человек, освоивший гаммы и нотную грамоту, становиться музыкантом. Не всякий, знающий грамоту, станет писателем. Пилот, управляющий самолетом, и пассажир лайнера вместе летели, но отличие в том, что один управлял самолетом в полете, а другой лишь пользовался им. Количество налетанных часов у пассажиров может быть больше, чем у летчиков, но пилотами пассажиры от этого не становятся.

Время и опыт

Творчество стало массовым и это хорошо. Но убежденность в том, что творчество само по себе - это круто, похоже на восторг ребенка впервые завязавшего самостоятельно шнурки. Снять фильм не сложно. Этому можно научиться.
Но вложить в фильм смыслы может только тот, кто их осознает. С этим не рождаются, для этого нужно время и опыт. И еще неплохо иметь того, кто поможет пройти дорогу или, хотя бы, укажет путь.

Мастерство

Самое важное не снять фильм, а наполнить его смыслом. Если вы научились свистеть - это не значит, что вы стали музыкантом. Чтобы кем-то стань нужно пройти долгий путь и овладение ремеслом, лишь начало этого пути.
Мастерство придет позже. Но только к тем, у кого хватит терпения. Не косметика делает человека красивым, а здоровый образ жизни. Это сложнее, но, однозначно, лучше.

Author image
Кинематографист - продюсер, режиссер, актер. 40 лет творческого стажа - театр, телевидение, кино. В фильмографии более 50 работ - фильмов, сериалов, телевизионных программ, роликов и видеоподкастов.