Андрей Вечер

Какой путь важнее для Героя в драме?

Интроверты и экстраверты

Традиционно считается, что люди делятся на интровертов и экстравертов, но последние исследования нейрофизиологии объясняют такую разницу работой вегетативной нервной системы, разделенной на два отдела - симпатический и парасимпатический .
Говоря простым языком, одна система отвечает за возбуждение, а другая за торможение нервных импульсов. Также прохождение сигналов в головном мозге у интровертов занимает больше времени, потому что идет по более длинному пути.

Психология и Юнг

Все это научно обоснованно и понятно, дальше то, что мы знаем из психологии Юнга - экстраверты берут энергию из внешнего мира, интроверты накапливают его внутри. Меня все это интересует только в приложении к кинодраматургии и пути, который проходит Герой в своих поисках.

Кинодрама

Традиционно в сценарии устанавливается Миссия, Цель героя  и Угроза - факторы, мотивирующие Героя к действию, как основе драмы. Смысл Путешествия Героя во внутреннем изменении, которое с ним происходит в результате пути.
Эти внутренние изменения проявляются во внешних действиях героя по отношению к событиям. Следовательно, герой экстраверт будет действовать не так, как интроверт.

Классика жанра

К примеру, Одиссей. Классическая история возвращения с понятной целью и невероятными перипетиями. Но сам герой практически не меняется с момента отплытия из Трои. Был хитроумным и остался таким же, хотя опыт в скитаниях приобрел.
Другой пример - Эдип, который пытаясь избежать судьбы, попадает во все ловушки и наказывает себя сам, чтобы искупить вину, тем самым усиливая внутренние страдания.

Разные пути

Это разные Пути героев. Один типично внешний - Герой преодолевает все ловушки и искушения и добирается домой. В другом случае, путь внутренний,  Герой пытается избежать ловушек, но попадает в них и становится причиной страданий для других.
Действие, то есть драматургия, существует в обоих случаях, но внешний путь почти не меняет Героя, а внутренний трансформирует его необратимо. Какой из них кажется вам наиболее драматическим? Мне второй!

Литература - не театр

Одиссей классический приключенческий герой, скитания которого положили начало сторителлингу, а Эдип - это уже прогрессия усложнений, тут потребовался театр, чтобы превратить повествование в трагедию.
Между Гомером и Софоклом   4 века  развития нарратива от повествования до драмы. Сегодня наличие драмы приветствуется даже в комедиях и боевиках, потому что человеческий мир невероятно усложнился. Мы стали знать о себе больше,  но понимать себя стали хуже.
Путь современного Героя сложнее и извилистей, поэтому и драматургия нашего времени отличается от театра времен Софокла.

P.S

Все это я учитывал при создании нового онлайн-курса по кинодраматургии в возрожденном кинопрактикуме Драмафильм, который стартует через месяц.

Здесь можно послушать лекции по драматургии из цикла "Разработка киносценария"

Author image
Кинематографист - продюсер, режиссер, актер. 40 лет творческого стажа - театр, телевидение, кино. В фильмографии более 50 работ - фильмов, сериалов, телевизионных программ, роликов и видеоподкастов.