Андрей Вечер

Делай кино, которое будешь смотреть сам

Считается, что кинопродукция для широкого зрителя не может быть "высоко духовной", но она может быть исполнена на высоком технологическом уровне.

Взять, к примеру, детективный жанр

Еще 30 лет назад мастерами этого жанра были братья Вайнеры, Юлиан Семенов. Тогда они считались не живыми классиками а крепкими беллетристами.

Серьезной литературой занимались другие авторы, но уровень детективов или фантастики находился на очень высоком интеллектуальном уровне. Сегодня пишут в сотни раз больше, но качественный уровень снизился в разы.

Тоже самое со сценарным мастерством

Сценаристов стало больше, а сценариев нужно много. Качество страдает в первую очередь. Именно об этом думаешь, прежде чем взяться за новую работу. Сумеешь ли сделать хотя бы на достойном уровне?

Знание основ здорового питания не делает человека хорошим поваром, а утренняя гимнастика не превратить вас в олимпийского чемпиона, но начинается все с этого.


Photo by Fauzan Saari / Unsplash

Сколько надо потратить времени и сил, чтобы получилось что-то путное? Не крутое и востребованное, а настоящее, отвечающее всем канонам жанра. Много креативного, остроумного, крутого.

Удивлять - это не так сложно, как кажется

Оригинальничать, выдавая это за индивидуальность, еще проще. Но как сложно достичь высот мастерства, сделать не "крутое", а настоящее. Зрительская любовь и признание в этом тоже не поможет.

Зрителю многое нравится, и он многое может простить. (Поэтому у чудовищных сериалов часто высокие рейтинги). Признание критики можно купить или подменить рекламой.

Как обмануть внутреннего критика?

Pensive portrait of a young gorilla at a zoo
Photo by Rob Schreckhise / Unsplash

Чем дальше ты продвигаешься по творческому пути, тем выше становится критерий. Если по-иному, то нет прогресса. В творчестве можно развиваться только качественно, но не количественно.

Если считаешь, что много плохих сериалов - пиши хороший, а не будь графоманом. Почти все могут отличить хорошее кино от плохого, но критерий хорошего неуклонно снижается, потому его на всех не хватает.

Поэтому мой критерий прост - делай кино, которое будешь смотреть сам.

Мы же все хотим есть хорошую еду, носить красивую одежду, общаться с умными и интересными людьми. Мы считаем, что от всего этого сами становимся лучше, и, может быть, это правильно.

Тогда почему, делая что-то для других мы "зарабатываем" деньги, авторитет или репутацию? Почему не стремимся сделать так, чтобы это понравилось нам самим?


Photo by Thought Catalog / Unsplash

Есть проблема, если у тебя не развиты критерии, вкус, кругозор. Но я предполагаю, что люди, которые выбрали себе творческий путь, достаточно культурны, чтобы отличить "зерна от плевел".

Не хочу потом себя спрашивать - не стыдно ли мне? Мне не бывает стыдно, потому что я всегда делаю так, как могу. На пределе способностей!

Они не высоки, но они развиваются, следовательно, с ними расту и я. Когда я пойму, что развитие закончилось, я перестану делать, потому что считаю, что лучше не делать совсем, чем делать кое-как.

Author image
Кинематографист - продюсер, режиссер, актер. 40 лет творческого стажа - театр, телевидение, кино. В фильмографии более 50 работ - фильмов, сериалов, телевизионных программ, роликов и видеоподкастов.